Что такое потребительский экстремизм-способ защиты

Потребительский экстремизм

Получить консультацию
  1. Главная
  2. /
  3. Статьи
  4. /
  5. Потребительский экстремизм

Часто приходится сталкиваться с обращением представителей различных отраслей предпринимательства с жалобами и разъяснениями прав в отношении потребителей. Проблема в том, что многие потребители, пользуясь нормами Закона защит прав потребителей, представляющих льготное положение, извлекают необоснованную выгоду, применяя различные санкции. Именно это, представители бизнеса, вступая в правоотношения с гражданами называют потребительским экстремизмом.

Все вышесказанное-одностороннее мнение бизнеса, считающее несправедливым содержание Закона о защите прав потребителей.

Особенно, это ярко выражено в Санкт-Петербурге и Москве, поскольку покупательская способность граждан существенно выше. В связи с этим и их активность в реализации прав по ЗоЗПП соответственно выше.

Нет, никоим образом, не отрицаем трагичное положение индивидуальных предпринимателей и Юридических лиц в связи с вышеизложенным.

Но, причины последствий такого положения совсем иные и не связаны с гражданами и их поведением.

 

Примеры потребительского экстремизма «в глазах» бизнеса

 

Для общего понимания понятия «потребительский экстремизм» кратко укажем основные права, которые имеются у граждан по закону о защите прав потребителей.

  • Замена товара.
  • Устранения недостатков
  • Отказ от договора и возврат денежных средств
  • Замена товара надлежащего качества

Права гражданина по Закону о защите прав потребителей при оказании некачественных услуг (работ)

  • Устранение недостатков работы (услуги)
  • Уменьшения вследствие ненадлежащего качества услуги
  • Возмещение убытков, вызванных самостоятельным устранение дефектов работ

При возникновении вышеуказанных ситуаций, гражданин имеет право привлечь к ответственности предпринимателя.

Под ответственностью понимаются взыскание неустойки в размере от 1 до 3 процентов, за каждый день неудовлетворения требований в добровольном порядке. Кроме того, суд присуждает штраф в размере 50 % от взысканной суммы, а также моральный вред. Штраф в размере 50 % при отказе от договора и высокой стоимости товара достигает половины стоимости.

В итоге, после судебного процесса по защите прав потребителя, взыскиваемая сумма может быть в 2-3 раза выше стоимости товара (услуги).

Пример: к нам обратилась доверитель со следующей ситуацией. Клиент приобрел у туроператора путевку в санаторий. Однако, последний не перевел денежные средства на счет санатория. Гражданская ответственность туроператора была застрахована в Росгосстрах. Стоимость путевки составляла 37000 рублей.

В итоге с Росгосстрах были взысканы следующие суммы:

  • Стоимость путевки-37000 рублей
  • Неустойка в размере 3 % за каждый день неудовлетворения требований в добровольном порядке, предел которой ограничен стоимостью путевки-37000
  • Моральный вред-10000 рублей
  • Штраф в размере 50% от присужденной суммы-42000 рублей.
  • Услуги представителя 10000 рублей

ИТОГО: 152000 рублей при стоимости путевки в 37000 рублей.

По мнению многих слоев малого и среднего бизнеса, вышеуказанная ситуация является типичным проявлением потребительского экстремизма.

 

Потребительский экстремизм-это миф

 

Развеем миф в отношении данного феномена в нашем обществе. В приведенном выше примере туриста «заработала» сверх путевки на еще несколько путевок. Но, стоит ли данную сумму считать заработком, и кто виноват в ее возникновении?

Когда к нам обратился доверитель, перед обращением в суд по защите прав потребителя, Мы направили претензию на некачественно оказанную услугу. Кроме того, Мы неоднократно устно общались с юристом Росгосстрах и предупреждали о последствиях.

Вместо того, чтобы выплатить страховое возмещение в размере стоимости путевки (37000 рублей), страховая компания пошла на риск. Здесь еще видимо сказывается безграмотность юриста, принявшего решение об отказе.

Разве можно считать потребительским экстремизмов в этой ситуации туриста, перед которым Росгосстрах не исполнил обязательство по выплате страховки. Профессионального страховщика, понимающего все последствия ненадлежащего оказания услуг. И это притом, что к нему неоднократно направлялись претензии об исполнении в добровольном порядке.

Другой пример: индивидуальный предприниматель обратился к нам со следующей ситуацией. Гражданин приобрел кровать. По неизвестным причинам, она не подошла ему. Согласно Закону о защите прав потребителей, последний имеет право возвратить товар, если он не подошел по габаритам, цвету, фасону.

При этом есть исключения товаров, которые не подлежат возврату, в частности мебель. Далее в скобках дается разъяснение-мебельные гарнитуры и комплекты.

Предприниматель, добросовестно руководствуясь ЗоЗПП, отказал в добровольном возврате денежных средств за мебель. Гражданин обратился в суд, который вынес решение в его пользу. При этом, в решении судья указал, на то, что содержание скобок не определяющего значения и возврату принадлежат так же отдельные элементы мебели. Стоимость кровати составляла 57000 рублей. В итоге с предпринимателя было взыскано порядка 150000 рублей.

Не смотря на так же последствия, как и в предыдущем примере, здесь также отсутствует потребительский экстремизм.

В данной ситуации проблема вызвана непрофессиональность судьи, нежелающего разбираться в содержаниях норм. В итоге, предприниматель, как представитель малого бизнеса, понес колоссальные убытки из-за судебной власти.

 

Выводы

 

На вышеуказанных примерах видно, что в обоих случаях потребительский экстремизм отсутствует.

В первом примере виновен страховщик, не исполнивший обязательство должным образом.

Во втором случае, ответственен суд, применив норму в неправильном истолковании, но не потребитель. Здесь нужно понимать, что потребитель редко юридически грамотен. Именно суд должен разрешать споры по существу защищая интересы нарушенной стороны.

К сожалению, случай с неправильным применением норм права судами встречается все чаще. Либо, распространена ситуация, когда формально гражданин имеет право на возврат товара. Однако, в ходе судебного разбирательства становится очевидным, что лицо хочет «заработать», взыскав множество санкций.

Даже в этом случае отсутствует потребительский экстремизм. В этом случае, суд просто должен отказать в судебной защите права, сославшись на ст. 10 ГК о злоупотреблении правом.

 

Вывод: потребительский экстремизм-это проявление непрофессионализма судом, выраженное в неправильным применением норм Закона о защите прав потребителей судами, а также неприменением  Гражданского Кодекса, позволяющих пресечь любые попытки потребителя получить необоснованную выгоду, используя положения ЗоЗПП.

Как видно из определения, причины данного явления не в потребителях.

 

 Способы защиты

 

Условно, все способы можно разделить на три вида:

  • Превентивный меры. Заключать договоры с гражданами, грамотно формулируя предмет договора. Оформлять все необходимые сопроводительные документы. По возможности, вести видеозапись в торговом зале.
  • Досудебное урегулирование спора. В результате переговоров прийти к общему мнению. Если очевиден факт нарушения прав по ЗоЗПП, то эффективнее и менее затратное решить вопрос именно в досудебном порядке.
  • Грамотное судебное представительство. Самый сложный способ, направленный на защиту прав предпринимателя в суде, поскольку по существу спор происходит не с гражданином, а с судом. В этом случае необходимо доказать либо злоупотребление правом, либо грамотно сформировать убеждение судьи в вашу пользу.

Только реализуя все три вышеуказанных способа, можно минимизировать денежные потери от так называемого потребительского экстремизма

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять